Вт, 19.03.2024, 09:38Приветствую Вас Гость | RSS
"Володинская ООШ"филиал МАОУ "ЮСОШ"
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ


   

Тренировочные задания к олимпиадам по математике.

 

  1. Запишите подряд  22 пятерки: 5555…5. Поставьте между некоторыми между некоторыми цифрами знаки арифметических действий так, чтобы в результате получилось число 2004.

 

  1. Разрежьте квадрат размером 4х4(см. рис.18) на 4 равные фигуры. Разрезать можно только по сторонам клеточек. Найдите как можно больше способов.

 

 
   
  1. В пакете 9 кг  крупы. Как при помощи чашечных весов и одной 200 – громовой гири отвесить 2 кг крупы, если разрешения сделать только три взвешивания.

 

  1. В древней рукописи приведено описание города, расположенного не 8 островах. Острова соединены между собой и с материком мостами. На материк выходят         5 мостов; на 4 островах берут начало по 4 оста, на 3 островах берут начало по           3 поста и на один остров можно пройти только по одному мосту. Может ли быть такое расположение мостов?

5 класс

1. Расшифруйте пример, если одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным буквам - разные: А + ВВ + А = ССС

 

2. Митя, Толя, Сеня, Юра и Костя пришли в музей и встали в очередь. Если бы Митя встал посередине очереди, то он оказался бы между Сеней и Костей, а если бы Митя встал в конце очереди, то рядом с ним мог быть Юра, но Митя встал впереди всех своих товарищей. Кто за кем стоит?

3. На школьной олимпиаде по математике участникам было предложено решить 6 задач. За каждую решенную задачу засчитывалось по 7 очков, а за каждую нерешенную списывалось 3 очка. Сколько задач решил участник, если он набрал 12 очков? 2 очка? 32 очка?

4. Сколько существует натуральных чисел, меньших 100, в записи которых цифра 5 использована хотя бы 1 раз?

5. Четыре брата Юра, Петя, Коля, Вова учатся в 1, 2, 3, 4 классах. Петя - отличник, младшие братья стараются брать с него пример. Вова учится в 4 классе. Юра помогает решать задачи брату. Кто из них в каком классе учится?

6. Винни-Пуху подарили на день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке?

6 класс

1. Докажите, что число АБАБАБ делится на 7. (А, Б - цифры)

2. Средний возраст одиннадцати футболистов 22 года. Во время игры один из футболистов получил травму и ушел с поля. Средний возраст оставшихся игроков стал 21 год.

Сколько лет футболисту, ушедшему с поля?

3. Картофель подешевел на 20%. На сколько процентов больше можно купить картофеля на ту же сумму?

4. В шестилитровом ведре содержится 4 л. кваса, а в семилитровом - 6 л. Как разделить весь квас пополам, используя эти ведра и пустую трехлитровую банку?

5. Четыре девочки поют песни, аккомпанируя друг другу. Каждый раз одна из них играет, другие три поют. Оказалось, что Анна спела больше всех песен - восемь, а Дороти спела меньше всех - пять.

Сколько всего песен спели девочки?

6. Какое число нужно прибавить к числителю и знаменателю дроби 13/21, чтобы она после сокращения стала равна 3/4?

7. Произведение двух двузначных чисел изображено числом записанным одними семерками. Найти сомножители.

8. На сколько процентов увеличится полная поверхность куба, если каждое ребро увеличить на 20%?

9. Найти четыре последовательных четных числа, если известно, что сумма наименьшего и наибольшего из них равна 1202.

10. На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь, сварщик. Их фамилии: Борисов, Иванов, Семенов.

У слесаря нет ни братьев, ни сестер, он самый младший из друзей. Семенов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии слесаря, токаря, сварщика.

11. Два брата решили измерить расстояние от дома до школы шагами. Шаг старшего брата был равен 56 см, а шаг младшего 42 см.

Каково это расстояние, если они вышли одновременно из своего дома и последние их шаги совпали у школы, а всего шаги совпали 75 раз?

7 класс

1. В связи с кризисом зарплата сотрудников фирмы понизилась на 1/5. На сколько процентов ее следует повысить, чтобы она достигла прежнего значения?

2. Может ли сумма шести различных положительных чисел равняться их произведению?

3. На прямой отмечены точки A, B, C, D. Известно, что AC=a, BD=b. Чему может равняться расстояние между серединами отрезков AB и CD? Укажите все возможности.

4. Найдите три последние цифры числа 62519 + 37699.

5. За круглым столом сидят граждане пяти разных стран (от одной страны может быть несколько представителей). Известно, что для любых двух стран (из данных пяти) найдутся граждане этих стран, сидящие рядом. Какое наименьшее число людей может сидеть за столом?

6. Всякий ли прямоугольник можно разрезать на 1999 частей, из которых можно сложить квадрат?

7. Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, с грибами и капустой. Пирожков с капустой было наибольшее количество. Причем их вдвое больше, чем пирожков с мясом. А пирожков с мясом меньше, чем пирожков с грибами. Сколько пирожков с грибами?

8. Учительница принесла в класс 111 тетрадей и раздала их поровну детям. Детей в классе больше 20, но меньше 40. Сколько детей в классе?

9. Из книги выпало несколько листов. Первая страница выпавших листов имеет номер 213, а номер их последней страницы изображается теми же цифрами, но в ином порядке. Сколько листов выпало из книги?

10. На какое однозначное число, не равное 0, надо умножить 142857, чтобы получилось число, записанное одинаковыми цифрами?

11. Число яблок в корзине - двузначное. Яблоки можно разделить поровну между 2, 3 или 5 детьми, но нельзя разделить поровну между 4 детьми. Сколько яблок в корзине?

12. Квадрат разрезали на 4 равные части и составили из них 2 квадрата. Как это сделали?

13. Какое число надо подставить вместо х в уравнение 12 : х = 7 - х, чтобы получилось верное равенство? Найдите все эти числа.

14. Нарисуй прямоугольник, площадь которого 12 см, а сумма длин сторон 26 см.

15. Стоят 6 стаканов, первые три из них с водой. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан.

16. Двое имели 100 рублей. Первый израсходовал 1/2 часть своих денег, второй - 1/3 часть своих денег. После этого у них осталось 60 рублей. Сколько денег было у каждого?

17. Найти целое число, которое в 7 раз больше цифры его единиц.

18. На сколько процентов увеличится площадь квадрата, если периметр его увеличится на 20%?

19. Первую половину пути мотоциклист проехал со скоростью 30 км/ч, а вторую со скоростью 60 км/ч. Какова его средняя скорость?

20. Имеются 12 ящиков. В некоторых из них лежат по 12 ящиков меньшего размера. В некоторых из меньших еще по 12 ящиков совсем маленького размера. Всего заполненных 39 ящиков. Найти общее число ящиков.

21. На ремонте дороги работало 15 человек, и они должны были закончить работу за 12 дней. На пятый день, утром, подошли еще несколько человек, и оставшаяся работа была выполнена за 6 дней. Сколько рабочих пришло дополнительно?

 

ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Образцы заданий для 5-6 классов.

(Время выполнения задания – 60 минут)

 

þ Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении

в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не

обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве

примера.

 

þ Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка.

На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином

она обозначается?

Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару

для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, спаниель.

Приведите 2 аналогичных примера.

 

þ Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов,

отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и

на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев,

Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.

 

þ Восстановите последовательность в определениях и в первой графе

таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите

получившиеся формулировки.

 

1.

______

 

второстепенный

член

предложения

 

которые исчезли из

языка

 

но совершенно разные по

лексическому значению

2.

______

 

устаревшие слова

который изучает

правила постановки

ударения в словах

 

но называют

существующие предметы

или явления

3.

______

 

раздел науки о

языке

 

который обозначает

предмет

 

и произношения звуков и

звукосочетаний

4.

______

 

слова одной и той

же части речи

 

одинаковые по

звучанию и

написанию

и отвечает на вопросы

косвенных падежей

 

þ Прочитайте следующие предложения:

Мать любит дочь. Физика интересует математика.

Как можно понять эти предложения? С какими морфологическими и

синтаксическими особенностями русского языка это связано?

 

 

þ Известно, что имя существительное может быть любым членом

предложения. Составьте несколько предложений, чтобы проиллюстрировать,

каким членом предложения может быть существительное комната (форма

слова может быть изменена). При помощи вопроса покажите, к какому слову

в предложении оно относится, и укажите, каким членом предложения

является.

 

þ Какие из названий знаков препинания имеют иноязычное

происхождение? Объясните своё решение.

 

þ Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.

 

Чужак.

 

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с

Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.

Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной

ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила.

Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему

родственников искать?

 

Вопросы:

1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?

2) Почему родственники не сразу приметили чужака?

3) Составьте список любых четырех родственников чужака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания для 7-8 классов.

(Время выполнения – 90 минут)

þ Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте

пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4)

зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть,

8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в

каждой паре:

№ Функция ударения Номера

пар

слов

1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).

2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного

слова.

3 Ударение различает общеупотребительный и

профессиональный варианты произношения слова.

4 Ударение различает современный и устаревший варианты

произношения слова.

5 Ударение различает литературный и народнопоэтический

варианты слова.

6 Ударение не выполняет различительной функции (слова-

дублеты, когда разница в месте ударения не значима).

Представлены варианты нормы

7 В одном из слов ударение просторечное (отражает

неграмотную разговорную речь)

Ответ:

№ Функция ударения Номера

пар

слов

1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 7

2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного

слова.

6,10

3 Ударение различает общеупотребительный и

профессиональный варианты произношения слова.

5

4 Ударение различает современный и устаревший варианты

произношения слова.

1

5 Ударение различает литературный и народнопоэтический

варианты произношения слова.

3

6 Ударение не выполняет различительной функции (слова-

дублеты, когда разница в месте ударения не значима).

Представлены варианты нормы

2

7 В одном из слов ударение просторечное (отражает

неграмотную разговорную речь)

8, 9

Оценка:

По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.

Итого: 10 баллов максимум.

*Раздел: фонетика и орфоэпия.

þ Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим

фразеологизмам и пословицам:

а) как псу муха (польск.) –

б) принять пузыри за фонари (франц.) –

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) –

г) записать за ушами (чешск.) –

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) –

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –

Ответ:

а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;

б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в

апельсинах;

г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,

поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи

торопились, да маленькими уродились;

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –

когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино

заговенье, на турецкую пасху.

Оценка:

по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,

нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);

1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено

более одного эквивалента.

Итого: 7 баллов максимум.

*Разделы: лексика и фразеология.

þ В XVIII веке у слова манера был вариант мужского рода. Какие указания

на это сохранились в современном языке?

Ответ:

В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта

мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения

на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.

Оценка:

По 2 балла за каждое приведенное словосочетание

Итого: 6 баллов.

*Раздел: морфология, этимология.

þ В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков:

снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав

морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.

Ответ:

Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-,

суффикс -и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и].

Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени

мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс,

нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].

Оценка:

1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.

2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.

3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого

слова – по 1 баллу.

4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения

морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.

Итого: 10 баллов.

*Разделы: морфемика, фонетика.

þ Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом

ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения

между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.

Главное слово Предлог Зависимое

слово

Вопрос Смысловые

отношения

приехал ИЗ города

ИЗ обстоятельственные

причины

ИЗ из чего?

Корзина ИЗ определительные

Ответ:

Главное

слово

Предлог Зависимое слово Вопрос Смысловые

отношения

приехал ИЗ города откуда? обстоятельственные

места

поступить,

оклеветать

ИЗ страха/зависти;

мести

почему?

отчего? по

какой

причине?

обстоятельственные

причины

собрать,

сплести

ИЗ деталей, ветвей из чего? объектные

Корзина ИЗ прутьев/бересты,

лозы

какая? определительные

Оценка:

по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и

зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны

соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.

Итого: 10 баллов максимум

*Раздел: синтаксис.

þ Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните

свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения

морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие,

виноделие, сыроделие.

Ответ и оценка:

1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;

2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с

окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;

3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый

морфемный состав (может быть указан: корень – соединительная гласная –

корень – суффикс –окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения –

0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным

присоединением суффикса -и- – 0,5 баллов (суффикс –и- может быть не

назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний

типа «глагол + существительное» – 1 балл;

4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное

существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр.

виноделие делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь

прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие

существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при

помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,

являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла.

Итого: 13 баллов максимум.

*Разделы: лексика, морфемика, словообразование.

þ Прочитайте предложения:

Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.

Проблему беженцев следует решать путём переговоров.

Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.

Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово

в каждом предложении?

Ответ:

В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе

словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.

Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть

речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа

действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.

В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи –

наречие.

Оценка:

за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;

за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений

– по 1 баллу;

за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с

существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;

Итого: 7 баллов максимум.

*Разделы: морфология, синтаксис.

þ Какими буквами может быть выражено окончание существительных в

форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш

ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).

Ответ:

И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)

Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)

А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)

Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)

Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)

Оценка:

По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за

примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..

Итого: 10 баллов.

*Разделы: морфология, культура речи.

þ В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского

есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь,

спасли души своей любовь...

Каково значение слова «пря» в этом предложении?

В современном русском языке есть существительные, которые образованы от

того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не

более 5) таких существительных.

Ответ:

Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».

Возможные слова

1) Распря, прения, препирательство, препирание и др. 2) Этимологически

родственное также спор.

В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.

Оценка:

2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1

группы; 3 балла за слово спор; 1 балл за возможное указание на

этимологическое родство или чередование в корне.

Итого: 14 баллов максимум.

*Разделы: лексика, этимология, морфемика.

5.3. ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания для 9 класса

(Время выполнения – 180 минут)

þ В книге «Славянорусский корнеслов» глава литературного общества

«Беседа любителей русского слова» А.С. Шишков (русский писатель,

адмирал, филолог) пишет: «Азбука наша письменами или буквами своими,

по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в

себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя

юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».

Далее писатель аргументирует эту мысль, приводя примеры. Продолжите

мысль А.С. Шишкова, объясняя, какие сочетания старых названий русских

букв он имеет в виду.

Ответ:

Сочетания старых названий русских букв складываются в высказывания о

ценности грамоты:

аз буки веди – «я буквы знаю»;

глагол добро есть – «глагол (слово, речь) добро есть»;

рцы слово твёрдо – «говори слово твёрдо / неси знание убеждённо» и др.

Продолжение цитаты для проверки: «Азбука говорит: аз, буки, веди, глагол,

добро, есть, живете, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы,

слово, твердо, то есть: я есмь нечто великое, ведай, глаголание добро есть,

живете на земле и мыслите, наш это покой, рцы слово твердо».

Оценка:

1) за приведённые сочетания букв и объяснение того, какие складываются

высказывания поучительного характера, – по 1 баллу за каждое (до 3 баллов);

2) за старые названия букв начала азбуки (не менее трёх) – по 1 баллу за

каждое название; до 6 баллов;

Итого: 9 баллов максимум.

*Разделы: графика, история языка.

þ В современном русском языке слово тень обладает необычным

свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в

древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте

догадаться, в чем заключается это свойство.

Ответ:

Слово тень – единственное существительное женского рода 3 склонения, от

которого образуется уменьшительное существительное мужского рода (тень

тенёк), точно так же, как у существительных мужского рода 2 склонения

(день денёк, пень пенёк).

Обычно в русском языке уменьшительное наименование сохраняет род

производящего слова (мышь мышка). Вероятно, раньше слово тень было

словом мужского рода, и слово тенёк было образовано от него по правилам,

с сохранением рода.

Оценка:

1) за указание на образование уменьшительного существительного тенёк – 3

балла;

2) за указание аналогий со словами мужского рода 2 склонения (день – денёк,

пень – пенёк или др.) – 1 балл;

3) за указание на правило сохранения рода производящего слова – 1 балл, за

пример – 1 балл.

Итого: 6 баллов максимум

*Разделы: морфология, история языка.

þ Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах:

рассориться, пятитонный, одесский.

Ответ:

1. Рассориться приставочный способ, от глагола ссориться, при помощи

приставки рас-, где на конце пишется с перед глухим согласным. На стыке

приставки и корня опускается одна из удвоенных с.

2. Пятитонный – сложение основ с одновременным присоединением

суффикса н от словосочетания пять тонн. На стыке корня и суффикса

опускается одна из удвоенных н.

3. Одесский – суффиксальный способ, от основы существительного Одесса

при помощи суффикса ск. На стыке корня и суффикса опускается одна из

удвоенных с.

4. Они подчиняются общему правилу: в русском языке три одинаковые

согласные подряд не пишутся.

5. Три гласных буквы подряд в русском языке писаться могут. Например:

длинношеее (животное), змееед.

Оценка:

1) за объяснение способа образования и правописания каждого слова – по 1,5

балла, которые складываются из:

- 0,5 балла за указание на способ словообразования, указание исходного

слова;

- 0,5 балла за объяснение выбора буквы с в приставке (рассориться),

суффикс -н- (пятитонный), суффикс -ск- (одесский);

- 0,5 балла за указание, что на стыке приставки и корня, корня и суффикса

опускается одна из удвоенных согласных;

всего за три слова – 4,5 балла;

2) за указание на то, что все приведённые слова подчиняются общему

правилу (в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся) – 1

балл.

3) за указание на то, что три одинаковые гласные подряд в русском языке

писаться могут – 0,5 балла; за любое количество примеров, т.к. в задании

требовалось привести пример – 1 балл.

Итого: 6 баллов максимум.

*Разделы: словообразование, морфемика, орфография.

þ Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом

значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п.

Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения

является оксюмороном?

Ответ:

Слово стыд восходит к глаголу стыть, стынуть и является однокоренным

со словами стужа, студёный, остудить. Значение глаголов стынуть,

остудить антонимично значению глаголов гореть, сгореть.

Оценка:

3 балла за объяснение этимологического родства слов стыд и стыть,

стынуть;

1 балл за подбор других (дополнительных) однокоренных слов;

1 балл за указание на антонимию глаголов.

Итого: 5 баллов.

*Разделы: лексика, этимология.

þ Прочитайте предложение:

Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в

положении сидя.

Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами

предложения они являются? Какие наблюдения, касающиеся истории

образования частей речи, вы можете сделать на этом основании?

Ответ:

Лёжа в данном предложении – деепричастие, (деепричастию свойственно

такое же управление, как и остальным глагольным формам: лежать на спине

/ лёжа на спине; имеет зависимое слово, сохраняет видовременные

характеристики); стоя и сидя – наречия (по происхождению

отдеепричастные).

Стоя и лёжа в данном предложении являются обстоятельствами образа

действия, а сидя – несогласованным определением.

Исторически многие наречия на -а и -я являлись деепричастиями, позже они

утратили связь с глагольной семантикой и ныне обозначают лишь признак

действия (как наречия), а не добавочное действие (как деепричастия).

Оценка:

1) за верное определение частей речи – по 0,5 балла, всего 1,5 балла;

2) за определение синтаксической роли выделенных слов – по 0,5 балла,

всего 1,5 балла;

3) за верный комментарий, касающийся истории образования частей речи, – 2

балла.

Итого: 5 баллов.

*Разделы: морфология; история языка.

þ Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен

собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке.

Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого

перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и

объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).

Ответ.

Таких слов в русском языке очень много, приведем некоторые примеры:

баян (музыкальный инструмент; Баян – древнерусский певец, сказитель),

наполеон (пирожное; Наполеон Бонапарт – французский император),

меценат (покровитель наук и искусств; Гай Цильний Меценат – римский

патриций), ампер, ватт, вольт (единицы измерения и их изобретатели

Андре Ампер, Джеймс Ватт, Алессандро Вольта), кипарис (дерево; Кипарис

– персонаж античной мифологии, юноша, который случайно убил на охоте

своего любимого оленя, а потом попросил у Аполлона вечную скорбь, за что

и был превращён в дерево), гиацинт (цветок; Гиацинт – персонаж античной

мифологии, сын царя Спарты, погибший во время состязаний в метании

диска) и пр.

Могут быть приведены другие примеры, отличные от предлагаемого ответа.

Оценка:

по 1 баллу за каждое верно приведенное слово с объяснением.

Итого: 7 баллов максимум.

*Разделы: лексикология, словообразование.

þ Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста

Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:

«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или

плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно

не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно

исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-

мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело,

десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые

мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они

туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В

несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые

залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в

двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».

Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у

каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили

поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не

более 5 слов с объяснением).

Ответ:

Максим Анисимович Кронгауз приводит в качестве примера следующие

слова: клякса, промокашка, получка и пр. Учитывая то, что данный список

слов является открытым, правильными могут быть признаны ответы, в

которых приводятся слова, широко употреблявшиеся в 20 веке, но не

входящие сегодня в активный словарь.

Оценка:

по 2 балла за каждое приведенное слово.

Итого: 10 баллов максимум.

*Разделы: лексика, история языка.

þ В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение:

«Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персонажа, чтобы

показать его уровень культуры и представить его как человека

безграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните

необходимость исправлений.

Ответ:

Кто найдёт кожаный портсигар, тот пусть отдаст его в кассу Андрею

Егоровичу (ИЛИ: Кто найдёт кожаный портсигар, тот пускай отдаст его в

кассу, Андрею Егоровичу).

Основания для правки:

- части сложноподчинённого предложения должны быть разделены запятой

(после слова портсигар);

- во второй части предложения при переходном глаголе требуется

дополнение;

- слово пущай просторечное, требуется замена стилистически нейтральным

пусть (пускай);

- отчество персонажа дано в разговорной форме, необходима замена

стилистически нейтральным вариантом;

- после словоформы в кассу может быть поставлена запятая (факультативный

знак препинания), если требуется уточнить адресата передачи предмета.

Оценка:

1) за указание на необходимость запятой после слова портсигар – 0,5 балла;

за объяснение – 0,5 балла,

2) за указание на необходимость дополнения – 0,5 балла; за объяснение – 0,5

балла;

3) за указание на необходимость замены просторечия пущай литературным

вариантом пусть или пускай – 2 балла;

4) за исправление отчества персонажа – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балл;

5) за указание на возможность постановки после слов в кассу факультативной

запятой – 1 балл; для уточнения адресата передачи – 1 балл, всего 2 балла;

Итого: 7 баллов максимум.

*Разделы: культура речи, пунктуация.

þ Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его

пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.

Оценка:

за верное использование каждого пунктуационного знака – 1балл;

повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать (например, запятая

при однородных членах и запятая при обособлении).

Вариант выполнения задания:

Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые

несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на

карту: «океан» земель (шестая часть с

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz